Дистанционное обучение широко внедряется в современном образовании и предоставляет огромные возможности, как ученику, так и учителю. В рамках модернизации общего образования в Краснодарском крае проект по дистанционному обучению школьников реализуется с 2010 года. Он охватывает базовое обучение, профильное образование по отдельным предметам, подготовку к ГИА и к ЕГЭ, занятия со способными, одарёнными детьми, а также с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В данном проекте принимают участие более 10 тысяч школьников Краснодарского края из всех муниципальных образований.
В законе «Об образовании РФ», вступившем в силу 1 сентября 2013 года в статье 13 часть 2 (Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ) и в статье 16 часть 3 и 4 (Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий) законодательно закреплено право образовательного учреждения на использование в образовательной деятельности дистанционных технологий.
Для обучения детей с ограниченными возможностями оно может иметь ключевое значение, так как дистанционные технологии решают проблемы времени, пространства, средств обучения и коммуникаций. Тем более, что в новом законе об образовании РФ (Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья) и в Законе Краснодарского края от 16 июля 2013 года № 2770 – КЗ «Об образовании в Краснодарском крае» (Статья 26. Организация получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) определен порядок получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Цель организации дистанционного образования детей-инвалидов, обучающихся на дому, — предоставление возможности доступа к общему образованию непосредственно по месту жительства учащегося или его временного пребывания (нахождения), защита прав детей-инвалидов на получение качественного общего образования.
Задачи:
— реализация общеобразовательных программ с учетом характера течения заболевания учащихся;
— создание благоприятных условий, способствующих развитию индивидуальных способностей каждого ученика, формированию потребности саморазвития и самоопределения;
— обеспечение щадящего режима проведения занятий и индивидуального подхода при организации образовательного процесса на дому.
На образование с использованием дистанционных образовательных технологий могут быть приняты дети-инвалиды в возрасте от 6,5 до 18 лет, обучающиеся на дому, проживающие на территории муниципального образования город-курорт Геленджик, которым не противопоказано по медицинским заключениям дистанционное обучение. Муниципальный орган управления образованием с согласия родителей (законных представителей) ребенка-инвалида, переведенного на индивидуальную форму обучения на дому, готовит пакет документов для направления ходатайства в министерства образования и науки Краснодарского края о включении ребенка в проект «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов».
(«Положение об организации обучения детей-инвалидов на дому с использованием дистанционных образовательных технологий», приказ № 338 от 29.08.2012 г.).
В 2012-2013 учебном году МАОУ СОШ № 12 стала базовой школой по использованию дистанционных технологий в образовательном процессе по обучению детей — инвалидов.
Было обучено трое педагогов для работы с использованием данных технологий: Окунева Я.И. – учитель географии, Шилина И.Н. – учитель начальных классов, Шикерин Н.Ю.- учитель информатики. Готовятся пройти обучение еще два педагога: Соловьева Т.И, — учитель истории и обществознания; Павлова И.Г. – учитель начальных классов. В школе оборудован «Центр дистанционного обучения», оформлены стенды и все необходимые нормативные документы.
Сегодня центр дистанционного обучения МАОУ СОШ № 12 обучает 6 учащихся. Из них 4 учащихся включены в списочный состав школы, 2 учащихся из других школ (МБОУ СОШ № 1 и № 4).
Оборудование в школу было поставлено в сроки, но вот подключение к сети ИНТЕРНЕТ школы и учащихся происходило с большими трудностями из — за недобросовестных подрядчиков. С подключением школы к сети ИНТЕЕРНЕТ тоже не все гладко – произведена настройка рабочих мест через школьную линию доступа к сети ИНТЕРНЕТ, а требуемая по договору скорость 512 кбит/сек на рабочее место. Этого до сих пор не сделано, поэтому работа в программе «Скайп» идет с некоторой задержкой.
С сентября 2013 года МАОУ СОШ № 12, как и все базовые школы Краснодарского края перешла на реализацию проекта дистанционного обучения посредством информационно-образовательной среды «Телешкола». (Некоммерческое партнерство «Телешкола» разработчик комплексной информационно-образовательной платформы «Интернет-школа «Просвещение» для дистанционного обучения учащихся с 1 по 11 классы с использованием Интернет-технологий и учебных электронных пособий для общеобразовательных учреждений, Лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области образования за 2008 год).
Работа с детьми – инвалидами требует от педагогов большого терпения и труда. В школе работает педагог – психолог, который осуществляет психолого — педагогическую поддержку учащихся, включенных в проект по дистанционному обучению детей — инвалидов. Помогает родителям решать насущные проблемы. На сайте школы и на форуме информационно-образовательной платформы «Телешкола» организован психологический форум с целью поддержки учащихся и их родителей. (Реализация Закона Краснодарского края от 16 июля 2013 года № 2770 – КЗ «Об образовании в Краснодарском крае», статьи 4. Государственное управление в области образования. Полномочия исполнительных органов государственной власти Краснодарского края в области образования, часть 11).
Так же освоение компьютерных технологий учащимися позволяет им участвовать в дистанционных конкурсах и проекта (олимпиадах, конференциях). В январе 2013 года ученица дистанционного центра МАОУ СОШ № 12 приняла участие и стала победителем в городе и призером в крае на всероссийском конкурсе «Моя малая родина: природа, культура и этнос». Активность ребят растет. В 2013-2014 учебном году уже трое учащихся дистанционного центра МАОУ СОШ № 12 приняли участие в краевом экологическом фотоконкурсе и в одном дистанционном конкурсе «Радуга творчества».
Несмотря на то, что дистанционное обучение только входит в нашу жизнь, оно завоёвывает право быть одной из важнейших частей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, во многом помогая им реализоваться как личность, получить качественное образование, быть значимой частью общества.