Бедаш Люсьена Керимовна,
учитель начальных классов.
Бакалова С.А.учитель географии
Муниципальное образование город-курорт Геленджик,
село Дивноморское муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 12
Актуальной сегодня становится проблема памяти поколений и сохранения традиций. » Традиция,- читаем мы в словаре русского языка С.И.Ожегова,- то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений … » Любое учебное заведение, школа, сильны своими традициями. Школьные традиции являются тем звеном, которое объединяет учителей, учеников, выпускников и родителей. В любом государстве есть свои традиции, которые складывались веками и тысячелетиями. Школа — это тоже государство, тот особенный мир, в котором наши ученики живут много лет, и традиции школы для них — это возможность найти себе дело по душе, испытать ответственность за его результаты, почувствовать успешность и уверенность, реализовать себя как индивидуальность. Школьные традиции обеспечивают определенную надежность, прочность и стабильность в деятельности. Они формируют общие интересы, придают школьной жизни размеренность, постоянство. И, конечно же, традиции придают свое особое, неповторимое лицо школе. Дивноморская школа №12 расположена в уникальном природном районе, красивые леса, горные перевалы, берег Черного моря. За более чем 100-летнюю историю, школа перестраивалась, переезжала на другое место, менялись официальные названия, но всегда оставалось, что-то такое, что отличают её от других школ.
В 1983 году в школе открылся школьный музей, он дал возможность учащимся попробовать свои силы в разных видах научной, культурной и общественной деятельности. В музее проводятся экскурсии, вечера, конференции в рамках реализации программ: «Мир вокруг нас» — путешествие по отделу природы для дошкольников и младших школьников, изучение природных объектов, растений, животных. «Фальшивый Геленджик — Дивноморское: история и современность» — развернутая программа по истории села для старшеклассников. Учащихся обращаются к различным источникам информации, музейным предметам, государственным и семейным архивам. Чтобы любить своё село, город, надо знать его природу, историю, его традиции, его людей. Эти программы подразумевают именно это.
Музейная педагогика помогает формировать представление об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально-нравственных ценностей; совершенствовать научно-исследовательскую, методическую работу, формирует уважительное отношение к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями. Нельзя не заметить, что много внимания деятельность музея уделяет истории школы, школьным традициям.
Второй год в школе проводится День открытых дверей, родители имеют возможность посетить школьный музей, в книге отзывов появилась такая запись: «Спасибо за возможность вернуться в детство и огромная благодарность за сохранение школьных традиций!»
Что же привлекает ребят и педагогов в той или иной традиции? Почему одни из них живут долго, приобретают новые краски, другие незаметно «вянут», не успев раскрыть свои потенциальные возможности.
Вырастить традиции, сохранить их чрезвычайно важная задача воспитательной работы … Ведь традиции украшают жизнь ребят, учащиеся чувствуют себя в обстановке своего особого коллективного закона, гордятся им и стараются его улучшить. Без таких традиций становится невозможным правильное воспитание. Для нашей школы значимыми стали следующие традиции: линейки первого и последнего звонка, день учителя, туристический слет, день встречи с выпускниками с традиционной новогодней сказкой, посвящение в первоклассники, конкурс «за честь класса», последний вальс выпускников, день самоуправления, Жуковские чтения, акции « Алея памяти».
Создание, накопление и приумножение школьных традиций побуждает каждого педагога и школьника определенным образом вести себя, мыслить, трудиться и переживать. День знаний, первого сентября, проводится торжественная линейка, посвященная началу учебного года. По традиции, ученики 11 классов дарят подарки первоклассникам и приглашают в школьный музей, где малышам рассказывают о школе, учителях, истории. На стендах первоклассники узнают своих родителей, бабушек, братьев и сестер, которые были выпускниками школы. Каждый ученик получает буклет со словами гимна школы, гербом. Для летописи школы делают общее фото, а через 10 лет в музее эти же ребята напишут свою историю и оставят фото выпускного класса.
День учителя — общий праздник, праздник всех поколений, благодарных за полученные знания, за воспитание. Воспоминания о школе, об образе уважаемого учителя сопровождают каждого из нас на протяжении всей жизни, побуждают только к добрым поступкам, служат опорой в трудную минуту. В нашей школе этот день всегда проходит торжественно, интересно. Старшеклассники заранее приглашают ветеранов педагогического труда на праздничный концерт, встреча в музее, экскурсия, запись воспоминаний, демонстрация музыкальных видеороликов — всё это еще раз продемонстрирует значимость педагогической профессии, искреннюю любовь и уважение к учителям, посвятившим свою жизнь школе и детям.
В школьном музее хранится послание будущим ученикам 2012 года от учащихся и учителей 1973года, авторами послания были родители и бабушки и дедушки нынешних учеников. Прочитав это послание, выпускники были взволнованы и решили продумать свое послание с фотографиями, текстом, информацией о традициях и планах, мечтах учеников и учителей школы №12 села Дивноморское.
Каждый год ученики и учителя принимают активное участие в праздновании Великого Праздника Победы. Проходят встречи с ветеранами в музее школы. 9 мая учащиеся школы с цветочными гирляндами, под звуки военных маршей по улицам села шествуют к памятнику защитникам Отечества. В руках фотографии односельчан участников Великой Отечественной войны, на сельской площади выставка писем, документов, музейных экспонатов, времен 1942-43 года. А вечером состоится мероприятие «Костер памяти», где ученики исполняют песни военных лет, читают фронтовые письма и стихи, написанные сторожилами села, участниками ВОв.
Школа много лет участвует в краевом конкурсе смотре на приз маршала Г.К.Жукова. Отчет- донесение включает результаты участия в игре « Зарница», участие в научно-практических конференциях, акциях «Память», « Забота», спортивных, трудовых, экологических, творческих мероприятиях городского, краевого и всероссийского уровня. Мы трижды были победителями, награждены Почетной Грамотой губернатора края А.Н.Ткачева. В 2005 году состоялась встреча с дочерью маршала Г.К.Жукова, Маргаритой Георгиевной Жуковой. Она посетила школьный музей, познакомилась с творчеством учащихся школы №12, оценила работу всего коллектива и предложила побороться за право носить имя маршала Г.К. Жукова. Нам это удалось. Все это благодаря формированию положительного отношения к лучшим традициям предшествующих поколений, патриотическому воспитанию достойных граждан России.
Традиции являются ценным средством воспитания. Порой они возникают спонтанно, порой живут очень долго, обновляясь и наполняясь новым смыслом и содержанием. Деятельность музея, воспитательных служб и организаций детского самоуправления сохраняют традиции и являются инициаторами создания новых традиций. Акция « Сирень 45-го года», «Скромненький синий платочек», « Письмо солдату»- традиции новых поколений школьников. В Дивноморской школе трудятся победители конкурса «Учитель года», конкурса лучших учителей России и Кубани и это тоже добрая традиция вернуться выпускнику в родную школу — педагогом. Именно та школа, которая стремиться создать для себя доброе имя и через традиции сберечь это доброе имя, имеет будущее.