МАОУ СОШ №12 им. Маршала Жукова

МАОУ СОШ №12
им. Маршала Жукова

Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная
школа № 12
имени Маршала Жукова
муниципального образования
город-курорт Геленджик

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Телефоны горячей линий по
незаконным сборам

8 (86141) 63386
МАОУ СОШ №12 им. Маршала Жукова

8( 86141) 53201
УО администрации МО г-к Геленджик
«Прямая трансляция Знание.ТВ»
Министерство просвещения РФ
Рособрнадзор

Музейная педагогика — как способ сохранения школьных традиций

Бедаш Люсьена Керимовна,

учитель начальных классов.

Бакалова С.А.учитель географии

Муниципальное образование город-курорт Геленджик,

село Дивноморское муниципальное автономное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 12

 

Актуальной сегодня становится проблема памяти поколений и сохранения традиций. » Традиция,- читаем мы в словаре русского языка С.И.Ожегова,- то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений … » Любое учебное заведение, школа, сильны своими традициями. Школьные традиции являются тем звеном, которое объединяет учителей, учеников, выпускников и родителей. В любом государстве есть свои традиции, которые складывались веками и тысячелетиями. Школа — это тоже государство, тот особенный мир, в котором наши ученики живут много лет, и традиции школы для них — это возможность найти себе дело по душе, испытать ответственность за его результаты, почувствовать успешность и уверенность, реализовать себя как индивидуальность. Школьные традиции обеспечивают определенную надежность, прочность и стабильность в деятельности. Они формируют общие ин­тересы, придают школьной жизни размеренность, постоянство. И, конечно же, традиции придают свое особое, не­повторимое лицо школе.  Дивноморская школа №12 расположена в уникальном природном районе, красивые леса, горные перевалы, берег Черного моря. За более чем 100-летнюю историю, школа перестраивалась, переезжала на другое место, менялись официальные названия, но всегда оставалось, что-то такое, что отличают её от других школ.

В 1983 году в школе открылся школьный музей, он дал возможность учащимся попробовать свои силы в разных видах научной, культурной и общественной деятельности. В музее проводятся экскурсии, вечера, конференции в рамках реализации программ: «Мир вокруг нас» — путешествие по отделу природы для дошкольников и младших школьников, изучение природных объектов, растений, животных. «Фальшивый Геленджик — Дивноморское: история и современность» — развернутая программа по истории села для старшеклассников. Учащихся обращаются к различным источникам информации, музейным предметам, государственным и семейным архивам. Чтобы любить своё село, город, надо знать его природу, историю, его традиции, его людей. Эти программы подразумевают именно это.

Музейная педагогика помогает формировать представление об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально-нравственных ценностей; совершенствовать научно-исследовательскую, методическую работу, формирует уважительное отношение к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями. Нельзя не заметить, что много внимания деятельность музея уделяет истории школы, школьным традициям.

Второй год в школе проводится День открытых дверей, родители имеют возможность посетить школьный музей, в книге отзывов появилась такая запись: «Спасибо за возможность вернуться в детство и огромная благодарность за сохранение школьных традиций!»

Что же привлекает ребят и педагогов в той или иной традиции? Поче­му одни из них живут долго, приобретают новые краски, другие незаметно «вянут», не успев раскрыть свои потенциальные возможности.

Вырастить традиции, сохранить их чрезвычайно важная задача воспи­тательной работы … Ведь традиции украшают жизнь ребят, учащиеся чувст­вуют себя в обстановке своего особого коллективного закона, гордятся им и стараются его улучшить. Без таких традиций становится невозможным пра­вильное воспитание. Для нашей школы значимыми стали следующие традиции: линейки первого и последнего звонка, день учителя, туристический слет, день встречи с выпускниками с традиционной новогодней сказкой, посвящение в первоклассники, конкурс «за честь класса», последний вальс выпускников, день самоуправления, Жуковские чтения, акции « Алея памяти».

Создание, накопление и приумножение школьных традиций побуждает каждого педагога и школьника определенным образом вести себя, мыслить, трудиться и переживать. День знаний, первого сентября, проводится торжественная линейка, посвященная началу учебного года. По традиции, ученики 11 классов дарят подарки первоклассникам и приглашают в школьный музей, где малышам рассказывают о школе, учителях, истории. На стендах первоклассники узнают своих родителей, бабушек, братьев и сестер, которые были выпускниками школы. Каждый ученик получает буклет со словами гимна школы, гербом. Для летописи школы делают общее фото, а через 10 лет в музее эти же ребята напишут свою историю и оставят фото выпускного класса.

День учителя — общий праздник, праздник всех поколений, благодарных за полученные знания, за воспитание. Воспоминания о школе, об образе уважаемого учителя сопровождают каждого из нас на протяжении всей жизни, побуждают только к добрым поступкам, служат опорой в трудную минуту. В нашей школе этот день всегда проходит торжественно, интересно. Старшеклассники заранее приглашают ветеранов педагогического труда на праздничный концерт, встреча в музее, экскурсия, запись воспоминаний, демонстрация музыкальных видеороликов — всё это еще раз продемонстрирует значимость педагогической профессии, искреннюю любовь и уважение к учителям, посвятившим свою жизнь школе и детям.

В школьном музее хранится послание будущим ученикам 2012 года от учащихся и учителей 1973года, авторами послания были родители и бабушки и дедушки нынешних учеников. Прочитав это послание, выпускники были взволнованы и решили продумать свое послание с фотографиями, текстом, информацией о традициях и планах, мечтах учеников и учителей школы №12 села Дивноморское.

Каждый год ученики и учителя принимают активное участие в праздновании Великого Праздника Победы. Проходят встречи с ветеранами в музее школы. 9 мая учащиеся школы с цветочными гирляндами, под звуки военных маршей по улицам села шествуют к памятнику защитникам Отечества. В руках фотографии односельчан участников Великой Отечественной войны, на сельской площади выставка писем, документов, музейных экспонатов, времен 1942-43 года. А вечером состоится мероприятие «Костер памяти», где ученики исполняют песни военных лет, читают фронтовые письма и стихи, написанные сторожилами села, участниками ВОв.

Школа много лет участвует в краевом конкурсе смотре на приз маршала Г.К.Жукова. Отчет- донесение включает результаты участия в игре « Зарница», участие в научно-практических конференциях, акциях «Память», « Забота», спортивных, трудовых, экологических, творческих мероприятиях городского, краевого и всероссийского уровня. Мы трижды были победителями, награждены Почетной Грамотой губернатора края А.Н.Ткачева. В 2005 году состоялась встреча с дочерью маршала Г.К.Жукова, Маргаритой Георгиевной Жуковой. Она посетила школьный музей, познакомилась с творчеством учащихся школы №12, оценила работу всего коллектива и предложила побороться за право носить имя маршала Г.К. Жукова. Нам это удалось. Все это благодаря формированию положительного отношения к лучшим традициям предшествующих поколений, патриотическому воспитанию достойных граждан России.

Традиции являются ценным средством воспитания. Порой они возникают спонтанно, порой живут очень долго, обновляясь и наполняясь новым смыслом и содержанием. Деятельность музея, воспитательных служб и организаций детского самоуправления сохраняют традиции и являются инициаторами создания новых традиций. Акция « Сирень 45-го года», «Скромненький синий платочек», « Письмо солдату»- традиции новых поколений школьников. В Дивноморской школе трудятся победители конкурса «Учитель года», конкурса лучших учителей России и Кубани и это тоже добрая традиция вернуться выпускнику в родную школу — педагогом. Именно та школа, которая стремиться создать для себя доброе имя и через традиции сберечь это доброе имя, имеет будущее.

Личный кабинет